Бесплатная консультация по телефонам:

+7 (499) 350-00-10 - Москва, Московская область

+7 (812) 627-17-93 - Санкт-Петербург, Ленинградская область

Споры по ОСАГО со страховой компанией: из-за чего они возникают и как отстоять свои интересы?

Конфликты застрахованных по ОСАГО и КАСКО водителей со страховыми компаниями стали обычным делом. Претензии и судебные иски генерируются каждый день тысячами, а услуги независимых экспертных организаций и специализирующихся на страховании юрфирм востребованы как никогда. Почему так происходит и какие меры по исправлению ситуации предпринимаются? Попробуем разобраться.

Споры по ОСАГО: в чём причина?

devushka-v-avto
Главная причина страховых споров – нежелание страховой компании платить, а если платить всё-таки приходится, возникает желание занизить сумму.

Например, вы попадаете в классическое «лёгкое» ДТП: неуклюжий водитель врезается в вашу машину сзади, разбивает бампер, фару и слегка сминает крыло. Вы вызываете ГИБДД, оформляете аварию, забираете документы и на следующий день приезжаете в страховую. Машину осматривают, оценивают ущерб и великодушно предлагают 5 тыс. рублей в качестве компенсации.

Вас такая невероятная щедрость не радует, потому что вы навскидку оцениваете повреждения на сумму, вдвое большую предложенной. В ответ на ваше возмущение сотрудники страховой заявляют:  у вас большой износ запчастей, да и отметки вот об этой вмятине в извещении о ДТП и протоколе мы не нашли. Если хотите – заказывайте независимую экспертизу и подавайте претензию.

Такие случаи очень распространены. Страховщики «высасывают из пальца» причины занижения суммы выплат (желательно – до нуля). Они могут посетовать, что вина конкретного водителя не установлена, придраться к документам или засомневаться в том, что случай страховой.

Рассчитано всё это на людей, которые не знают своих прав и не готовы их отстаивать. Представим ситуацию, когда ущерб при ДТП небольшой – буквально 10 тыс. рублей. Будете ли вы писать претензии, советоваться с юристами, искать информацию в интернете, подавать иск в суд? Скорее всего, просто обругаете страховщика и не станете начинать спор по ОСАГО. На то и расчёт.

Виды страховых споров

Особенности споров по ОСАГО и КАСКО отличаются, а если случай нестандартный – например, когда дело приходится вести не со страховой компанией, а с РСА – нужно быть готовым к любым сюрпризам.

  • Страховые споры по ОСАГО возникают чаще всего. У обязательной «автогражданки» есть свои правила и хитрости, и автовладельцы при должном упорстве почти всегда могут отстоять свои права и получить возмещение. Не ленитесь заказывать оценку ущерба в независимой экспертизе, если размер возмещения кажется вам явно недостаточным. Страховщик обязан рассматривать все поступающие претензии и реагировать на них. Даже если претензия останется без ответа, суд наверняка примет вашу сторону – судьи прекрасно осведомлены о скупости страховщиков и их желании сэкономить любыми способами.
  • Страховые споры по КАСКО более разнообразны, потому что договор добровольного страхования включает больше «гибких» настроек, чем простенькое ОСАГО. Часто от страховщика можно услышать, что беда, которая стряслась с автомобилем, не классифицируется как страховой случай. Ещё компании любят назначать одну экспертизу за другой, тянуть время и требовать дополнительные документы. Бороться с таким произволом сложнее, но опасаться конфронтации по КАСКО тоже не стоит – страховщики не всесильны.
  • Споры с Российским Союзом Автостраховщиков возникают, когда страховая компания банкротится или лишается лицензии за допущенные в работе грубые правонарушения. В таких случаях водителям всё равно полагается возмещение, если срок действия страхового полиса ещё не закончился. Однако РСА тоже не любит платить. Он может отказать, сославшись на отсутствие номера полиса ОСАГО в своём реестре. Бывают и другие причины: например, РСА не любит виновников ДТП, не вписанных в полис. В большинстве случаев эти причины незаконны, и задача водителя – энергично отстаивать своё право на выплату, подкрепляя его всеми доступными доказательствами.

Большая часть претензий заканчивается на досудебном этапе – либо сдаётся страховая компания, либо сдают нервы у автовладельца. По закону нельзя идти в суд сразу после получения неудовлетворительного ответа от страховой. Сперва нужно провести независимую экспертизу и написать претензию… Опять же, судебное разбирательство продолжается долго, а от автовладельца требуется минимальная юридическая грамотность. Нужно правильно написать иск, собрать и классифицировать все документы и другие доказательства, отстаивать на заседаниях свою точку зрения.

До суда доходят споры, где речь идёт о больших суммах возмещения (напомним, что максимальные суммы по ОСАГО составляют 400 тыс. рублей за материальный ущерб и 500 тыс. – за вред, нанесённый здоровью и жизни). С учётом судебных издержек и дополнительных расходов (на оплату услуг профессиональных юристов) судиться из-за маленьких сумм невыгодно.

Как закон регулирует споры по ДТП?

Законодатель ставит страховщикам всё более жёсткие условия. Раньше страховщики могли не выплачивать страховую сумму, если виновник аварии не был обозначен в договоре ОСАГО. Теперь это обстоятельство не имеет значения: выплата в любом случае должна быть совершена.

Если агент по какой-то причине не перечислил в страховую деньги за проданный сертификат «автогражданки», компания всё равно должна компенсировать ущерб при ДТП. Сократился и срок, в течение которого нужно произвести страховые выплаты по ОСАГО – раньше он составлял 30 календарных дней, теперь – 20 рабочих. За каждый день просрочки придётся заплатить 1 % от общей суммы ущерба. Прежде размер неустойки ограничивался 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ.

Ещё один шаг на пути искоренения конфликтов между автовладельцем и компанией – введение единой методики расчёта ущерба. Прежде разница в подсчётах могла возникнуть из-за различий в применяемых при расчёте правилах. Сегодня ситуация изменилась: методика обязательна и для независимых экспертных организаций, и для страховых компаний, и для судов. Правда, полностью проблему это не решает. По-прежнему возникают разногласия при определении комплекса необходимых восстановительных работ.

Как действовать, если намечается страховой спор?

Главное – упорно отстаивать свои интересы. Страховые компании хорошо экономят за счёт тех водителей, которые предпочитают стерпеть нарушение, чтобы не тратить время и нервы. Зато они предпочитают не связываться с «клиентами из ада» — людьми, которые терроризируют их претензиями, исками и обещаниями взыскать деньги за всё, включая моральный ущерб. Чем больше от вас «головной боли», тем скорее страховая выплатит сумму реального ущерба. Будьте настойчивы, и почти любой спор закончится вашей победой!